Почему современные дети не любят читать

Почему современные дети не любят читать

«Почему наши дети не читают книги?» — этим вопросом задаются сейчас практически все родители. Сетуют на отсутствие интереса к книгам и учителя, и психологи, и воспитатели, но изменить ситуацию замечаниями в стиле «а вот в наше время…», нам вряд ли удастся. Многие из тех, кто всерьез задумывался о причинах стойкой неприязни современных детей к книгам, и я в том числе, считают, что существует, по меньшей мере, три основных причины этому явлению.

Причина первая – информационная

Любая книги, к какому бы жанру она не относилась, является в первую очередь источником информации. Современные дети с первого года жизни смотрят телевизор, не умея пользоваться горшком, уже тянутся к компьютерной мышке, едва научившись ходить и говорить, посещают центры раннего развития, где озабоченные будущим родители пытаются воспитать из них вундеркиндов. Мозг ребенка за день настолько перегружается информацией, кстати, зачастую абсолютно лишней, что теряет способность к восприятию, и попытки родителей почитать малышу книгу (как правило, в вечернее время) натыкаются на прочную стену нежелания их выслушивать. Школьники же загружены в последнее время настолько, что я удивляюсь, как вообще сохранились дети, не потерявшие интереса к книгам.

Причина вторая – медицинская

В последнее время отмечается огромный рост числа детей, имеющих пограничные расстройства центральной нервной системы, умственного развития или логопедические проблемы. Исследование причин этого процесса требует отдельного разбирательства. Суть заключается в том, что для того, чтобы чтение было для ребенка интересным, он должен, как минимум, понимать то, что читает. Если ребенок путает буквы, переставляет слоги, если его воображение находится в зародышевом состоянии и существуют проблемы с логическим восприятием, вы никогда не докажите ему, что читать – это интересно. Большинству родителей очень сложно это даже представить, но для многих современных малышей печатный текст является лишь бессмысленным набором символов и слов.

Причина третья – педагогическая

Психологи уже давно пытаются внушить родителям: если вы хотите воспитать у ребенка стойкую неприязнь к чему-либо – заставляйте это делать и постоянно критикуйте его действия в процессе. Посмотрите со стороны, как обычно происходит процесс обучения чтению в наших семьях: «немедленно бросай играть, иди читать, а то все дети придут в школу подготовленные, а ты дурак-дураком», «перечитай, ты допустил ошибку, перечитай еще раз», «ты что, слепой, буквы не видишь» и т.д. и т.п. Вам захочется после этого читать? Очень важно предлагать ребенку книги, соответствующие его интересам и уровню развития. Вам же вряд ли понравится читать элементарный учебник Ландсберга по физике, хотя для некоторых это очень увлекательное занятие?

Ну и конечно, никто не отменял главный закон педагогики – личный пример. Если родители держат в руках только поваренную книгу или спортивную газету, им вряд ли удастся привить ребенку любовь к чтению.