Хвалить или ругать?

Хвалить или ругать?

Советы родителям

  • Не выражайте сомнений по поводу объективности оценки. Сразу идите в школу, и с учителем разберите ситуацию.
  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в ваших проблемах.
  • Поддерживайте, хвалите ребенка в победах над ленью.
  • Устраивайте семейные праздники по случаю отличных результатов, побед в учебе и спорте.
  • Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.
  • Хвалите ребенка словом, жестом, улыбкой, походом в театр, цирк, кино…
  • Сопровождайте ваши слова ласковыми прикосновениями к ребенку, объятиями, поцелуями. Старайтесь получать радость от теплых слов, сказанных другим.
  • Хвалите не за отдельные оценки, а за старательное выполнение уроков или активную работу в классе. Ребенку важно осознавать, что вы цените его заслуги, а не щедрость учителя.
  • Подчеркивайте значимость для вас и для ребен­ка отдельных событий его жизни, например: «Теперь ты у нас второклассник – совсем взрослый и самостоятельный мальчик!»
  • Не акцентируйте внимание ребенка на отрицательном результате, если у поступка были благие намерения. Хвалите за желание что-то сделать, интересные идеи и любознательность.
  • Нельзя реагировать молчаливым одобрением на хорошие поступки ребенка, а на плохие проступки бурно высказываться.
  • Можно хвалить не только за заслуги, но и за то, что он «умный, красивый, талантливый, добрый ребенок».
  • Не портите ребенка: он не должен получать всего, о чем просит.
  • Не бойтесь проявлять твердость к ребенку.
  • Не делайте за него то, что ребенок может сделать сам.
  • Не делайте ребенку замечаний в присутствии других людей.
  • Не обсуждайте учителей в присутствии детей.
  • Проводите свободное время с ребенком с пользой: с книгой, с интеллектуальной игрой, на рыбалке, в театре, в музее…
  • Часто, требуя хороших оценок, родители не замечают реальных успехов ребенка, его умений и способностей.
  • Гонорары за учебные достижения тоже, в принципе, возможны. Но именно за достижения: подготовку доклада, проекта, исследования, отнимавшие все свободное время в течение месяца, победу на соревнованиях, тоже достигнутую трудом и усердием.
  • Платить за любые одиннадцать баллов имеет смысл лишь в том случае, если вы хотите навсегда отбить у ребенка охоту к учебе. Ведь то, за что нам платят постоянно, воспринимается как скучная обязанность, а не любимое дело.

Нельзя хвалить:

 Когда он что-то не успел или не смог доделать, и похвала служит лишь способом переключения ребенка на другое занятие: «Ну, молодец, молодец, хватит уже!»

  Когда вы хотите польстить, чтобы добиться какой-то своей цели. Неискренность рождает недоверие. В другой раз ребенок вам не поверит.

  Когда стремитесь успокоить ребенка и противопо­ставляете его обидчику. Это лишь усугубит конфликт между детьми.

  Когда вы хвалите школьника за то, за что недавно ругали при других обстоятельствах.