Классный час. Секреты доброты. 4 класс
Цель: формирование у детей представлений о добре, доброте, о хороших и добрых поступках.
Задачи:
- способствовать формированию у детей доброты и милосердия, расширить знания о их роли в жизни каждого человека;
- развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки; чувство взаимовыручки и взаимопомощи;
- воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности; навыки культуры общения;
- формирование навыков толерантности; эстетического вкуса, творческих способностей.
Оборудование: карандаши, карточки с пословицами, ромашки из бумаги, солнышко с лучиками, презентация, компьютер, песни, рисунок планеты с лепестками, видеоролик ученицы о котёнке, дерево, цветок вежливых слов.
Предварительная работа: разучивание песен, стихов, чтение произведений о добре, доброте, подготовка пословиц и высказываний.
Ход мероприятия:
Учитель: (на фоне тихой музыки):
— Добрый день, дети! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
-Ребята! Сегодня нам предстоит выяснить, что такое доброта, в чём её секрет и на сколько она важна в нашей жизни.
А нашим девизом будут слова:
Будем ребята беречь доброту,
Будем ребята беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Будем дружбой своей дорожить.
Ведущий:
Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других».
Ведущий:
Что же такое ДОБРОТА? Наши ребята подготовили высказывания великих людей.
- Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
- Доброта лучше красоты. ( Г. Гейне)
- Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле. (Л. Н. Толстой)
- Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов)
- Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.(Марк Твен)
- Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. (В.Гюго)
— А как об этом говорит В.И.Даль?
(сообщение детей)
Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.
-Какие же лучики у солнышка?
Дети выбирают лучики со словами для солнышка. (на доске солнышко )
****исполнение песенки «Светит солнышко для всех»*****
Ведущий:
Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца — это сады.
Добрые слова — корни.
Добрые мысли — цветы.
Добрые дела — плоды.
(на доске появляется дерево, в конце занятия дети украсят его цветами)
Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, а предаст силы росту и цветению вашему саду замечательная песня
«Дружба –это не работа».
Ведущий:
Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, своими поступками украшает нашу Землю. О дружбе и доброте сложено много песен, стихов, пословиц. Я предлагаю разделиться на группы, составить из кусочков предложенных фраз пословицы и обсудить в группе, в чем заключается смысл этих пословиц.
(дети читают подобранные пословицы)
- Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
- Красота до вечера, а доброта навек.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Доброе слово и железные ворота открывает.
- Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
- Добро век не забудется.
- Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Не ищи красоты – ищи доброты.
- Доброе дело дороже богатства.
Игра «Собери пословицу»
Ведущий:
Доброта живет в доме, где ты родился, где тебя любят. Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям, пожилым, больным людям.
Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми, внуками, достойными, добрыми людьми. Проявляйте любовь и благодарность, оберегайте их покой, будьте добрыми помощниками.
Фотоколлаж «Добрые дела» (составлен детьми- помощь близким, ветерану ВОВ, субботник, кормушки)
К Счастливому миру ведут все дорожки.
Живут в этом мире счастливые крошки,
Там Вера с Добром поселились на веки
Там ветер – из смеха, из радости — реки,
Там рыжее солнце играет лучами,
Там звонкие звёзды хохочут ночами
И маленьким жителям этой страны
Спускают на лучиках добрые сны.
Там служат волшебники светлому детству,
И музыка там живет по соседству.
Исполнение песни «Если добрый ты»
Ведущий:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Ценней всего на свете Доброта,
Она сияет добрыми глазами,
Невидима, но яркими лучами
Согреет и откликнется душа.
Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.
Учитель: Да, настоящую дружбу, ни за какие деньги не купишь! Как хорошо, когда рядом с тобой есть человек, который может тебя поддержать в трудную минуту хотя бы словом.
Я хочу рассказать вам историю, которая произошла совсем недавно в нашем городе. Это было осенью. Шел дождь. На улице было сыро, прохладно и неуютно. Собака моей соседки бегала по лужам, не разбирая дороги. Лапы у нее так промокли, что соседка побоялась завести ее в магазин, куда пришла за хлебом. Пришлось оставить Джесси на улице под дождем. Вернулась соседка скоро, но то, что она увидела, очень её удивило.
У. Как вы думаете, что она увидела?
………………………..
У. А увидела она незнакомую девочку, которая держала свой маленький зонтик над собакой, терпеливо ожидая, когда вернется хозяйка.
И знаете, о чем я подумала?
У. Конечно о том, что у девочки доброе сердце, а значит, она никогда не обидит того, кто с ней рядом, и вырастет прекрасным человеком.
Она уже прекрасный человек! И от этого на душе стало так хорошо! Так радостно и светло!
Ведущий:
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
Рассказ ученицы о котёнке, который попал в беду. Девочка с мамой вылечили и оставили себе малыша. Так у Марсика появился друг.
Ведущий:
— У русского народа есть множество пословиц о добре и доброте . Но тема добра и зла нашла свое отражение и в сказках. Я предлагаю сыграть с вами в игру «Сказка».
-Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)-
2) — Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось встретиться с Людоедом… (Кот в сапогах)
3) — Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
Ведущий:
Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта, взаимоподдержка и помощь друга.
— Первый шаг к доброте — это доброе слово.
Дети вспоминают вежливые слова и выкладывают лепестки цветка на доске.
Ах,
как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Ведущий:
Не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
-Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
— Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей).
Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
Чтение стихотворения Н. Тулупова «Доброта»
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей.
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: Составим Ромашку Доброты. Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? Дома вам было задание записать их на лепесточках ромашки, давайте соберём наши цветы . Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.
(украшение дерева цветами)
-Давайте друзья встанем в круг Доброты. Теперь положите правую руку на плечо человека справа — это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга.
Учитель:
я хочу поиграть с вами в игру — « Сладкая проблема»
Цель: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В тоже время эта игра — хороший повод поговорить о дружбе.
Материалы: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью; каждой паре детей — по одной салфетке.
Инструкция: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте…
А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера…
Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.
А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.
И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым…
Анализ упражнения:
— Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?
— Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?
— Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?
— В этой игре с тобой справедливо обошлись?
— Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы придти к совместному решению?
— Как ты себя при этом чувствовал?
— Как иначе ты мог бы придти к единому мнению со своим партнером?
— Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?
Учитель: Наша встреча подходит к концу, и закончить её я хочу такой притчей.
Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: — о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».
Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
— Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, принесет чудо. Сегодня, на нашей встрече, мы уже сотворили одно маленькое чудо, у нас зазеленело наше дерево Добра. Творите добро своими руками…
Рефлексия
Кого же мы называем добрым человеком?
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты? В чём секрет доброты?
— В сердце человека.
И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Звучит песня «Дорогою добра»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Маленькая быль о доброте.
Мальчишка был голодный и босой, давно не ел, кружилась голова. В дверь постучав, воды он попросил, но женщина выносит… молока! И тот стакан — дал силы снова жить! Поверил он — есть в мире доброта! Минуло много лет… и доктором он стал. Вперед его жизнь потихоньку шла. Он на обходе женщину увидел, ту, что дала когда-то молока! Она была больна, причем серьезно, ей срочно операция нужна! Он жизнь ей спас, все силы приложив, живет и побеждает доброта!… Квитанцию к оплате принесли, «Всю жизнь платить!» — подумала тогда, и взяв листок, не верила глазам! От радости заплакала она! Оплачен счет! Он рядом написал: «Оплачено стаканом молока!
Скачать весь Урок с приложениями можно ниже: